?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Якутск-Олёкминск, автомобильный зимник по реке Лена (впечатления о поездке)
tutor1975
WP_20150109_12_41_29_Pro

Иногда мне везет на "веселую" дорожку по зимнику между Якутском и Олёкминском. Однажды, помнится, мы с Максимом Шириковым штурмовали этот путь трое суток, сквозь снега и морозы. В этот раз вышло тоже достопримечательно. Когда я искал себе транспорт, чтобы уехать в Олёкминск 9-го января, у меня был выбор между междугородным коммерческим такси и частником, который ехал с семьей в гости к олекминским родственникам и брал с собой пассажира, чтобы компенсировать часть затрат на топливо. По общему мнению нашей банной компании второй вариант был признан наилучшим, ибо мягкая Тойота Прадо, а не мозготрясный УАЗик, а также если человек везет семью, то уровень ответственности и заботы о комфорте пассажиров должен быть на особом уровне. Итак, договорились.

В 10 утра Николай с семьей заехал за мной по указанному адресу. Мы погрузились и отправились в путь. Машина бежит хорошо, в салоне тепло и уютно, настроение приподнятое. Первые 80 километров до Покровска мы миновали почти в мгновение ока.

WP_20150109_12_13_35_Pro

Далее все было хорошо до тех пор, пока мы не спустились на реку в Булугуняхтахе и не вышли на зимник. А проще говоря на укатанную по берегу колею в снегу. Тут начались первые трудности, ибо колея Прадо оказалась шире УАЗовской, что привело к постоянной болтанке и регулярным выскальзываниям из колеи в снежную целину на обочинах. Но даже так, в режиме "балалайки" можно было ехать более или менее терпимо. Не доезжая села Исит, нас ждал первый экстремальный сюрприз в виде ловкого поворота дороги, который Николай пропустил по всем правилам пенальти. В результате мы слетели боком под откос в овражек промытый ручьем. Поблагодарив небеса за то, что чудом не опрокинулись, мы стали пытаться оттуда выбраться своим ходом. В соответствии со всеми правилами физики и законов Ньютона машина неуклонно сползала все дальше вниз по склону, при этом меняя свое положение вокруг своей оси. В конечном итоге автомобиль очень уютно угнездился в самой нижней части овражка, намертво зафиксировавшись между крутым заснеженным склоном перед капотом и большой порогообразной кочкой под задними колесами.

WP_20150109_14_30_47_Pro

Вечер обещал быть томным. Нам предстояло либо вырубать в замерзшем грунте часть кочки, либо ожидать проходящего транспорта, чтобы обратиться за помощью в буксировке. Пока мы размышляли, на наше счастье показался длиннобазный Ниссан Сафари, с молодым водителем и залихватским выпившим пассажиром, который сразу же пообещал, что "ща все решим в пять минут". Сначала мы пытались с помощью буксировки помочь нашему Прадо подняться вперед по склону. Р-р-р-ы-ы-ы - сказал Сафари. Бздын - сказала стропа. Тогда по итогам изучения местности, Сафари отчаянно кинулся в целину вокруг нас, пережевывая ее и отплевываясь снегом. Добравшись до нас с тыла, он слегка укатал себе колею, где смог хотя бы как-то свободнее двигаться, и взял нас на буксир. Таким образом Прадо удалось вытащить из новообретенного "гнезда". Ну, а дальше было делом техники, выйти по следам за Сафариком назад к дороге. Спасибо смелому водителю Ниссан Сафари. Многие бы не решились на такую авантюру. К нашему счастью все приключение заняло чуть больше часа, и мы тронулись дальше. На дальнейшие "выкидыши" с дороги в снег я уже просто перестал обращать внимание, поскольку они происходили на ровных местах и заканчивались легким "побуксовать в снегу для разнообразия". Я уже было расслабился, но, как выяснилось, совершенно напрасно. Недалеко от села Саныяхтах мы снова прыгнули в сторону и, судя по звуку, по касательной зацепили ледяной торос в снегу. Ободранная бочина расстроила много меньше пробитого заднего колеса. Заменив его запаской мы двинулись дальше. Николай был хмур, но из последних сил подбадривал семью и пытался шутить.

WP_20150121_00_52_31_Pro

Последние попытки бодриться оставили его, когда на заправке в селе я обнаружил, что и переднее колесо не подает признаков жизни. Учитывая, что было время девятичасового чая перед приготовлением селян ко сну, а вокруг благоухало свежестью ниже сорока градусов мороза, очень сильно захотелось к маме на пирожки и горячий чай. Изобразив отблеск вымученного оптимизма, Николай спросил - а где тут шиномонтаж?
Ты, бня, куда приехал?! Ты о чем думал, когда собирался в дорогу, вашу маму грубым образом?! - думалось мне. Ну вслух я ответил другое:
- Видите ли, сударь, поскольку мы находимся в сельской местности, которая живет по своим законам и правилам, то если мне не изменяет память, шиномонтажа здесь отродясь не бывало и вряд ли предвидится. Поэтому с учетом текущего времени суток нам придется положиться на удачу и доброту местных жителей, к которым нам придется обратиться за помощью в столь неурочный час. И что-то мне подсказывает, что они здесь не занимаются ремонтом бескамерных покрышек для Тойоты Прадо каждый день.

Так и вышло. Пришлось брать инициативу в свои руки и становиться антикризисным управляющим. Через оператора автозаправочной станции мы выяснили первого предполагаемого помощника, который развел руками и сказал, что вот если бы УАЗик, то можно было бы попробовать помочь, а так... С помощью первого несостоявшегося помощника мы вычислили вторую "жертву". Но жертва категорически отказалась слезать с печки, ибо со смены и устамши, однако навела о мысли о следующем звене в цепи поиска. Третий, Вадим, оказался не робкого десятка и широкой души. Попробуем - сказал он и, забрав пробитое колесо, отправился вместе со мной к себе в гараж, чтобы попробовать разбортировать и вставить внутрь камеру от УАЗика, дабы хоть как-то обеспечить работоспособность колеса. Колесо оказало достойное сопротивление всевозможным попыткам его разбортировать. Вадим красочно и щедро выразил всю гамму смешанных чувств относительно бескамерных покрышек, литых дисков, проницательности нашего водителя и несправедливости государственной внутренней политики в стране. Перебрав различные варианты возможного решения проблемы, Вадим оценил их реалистичность и неожиданно спросил: а может одолжить у кого запаску? Пришлось ответить вопросом на вопрос: а у кого? У Главы - неуверенно предположил Вадим - у него крузак. Выбора не было. Заехав за Николаем мы отправились к Главе выпрашивать запасное колесо от его крузака.
Глава, вышедший на крыльцо в домашнем и тапочках в десять часов вечера, и увидев перед собой две незнакомые рожи, конечно же, принял нас как родных. В то время, как Вадим с любопытством наблюдал за происходящим из-за забора, Глава проникновенно делился с нами тем, что всё время только и мечтал вручить дорогущую резину на литом диске от своей машины первым встречным, которые вытащили его из дома посреди морозной зимней ночи. Грамотно составленная контраргументация вкупе с называнием известных ему фамилий моих олекминских родственников, призывами к любви к ближнему и красочным обрисовыванием замерзших путешественниках на территории вверенного ему села, не оставили Юрию Моисеевичу выбора. Совершенно кстати выяснилось, что перед началом зимы он заменил резину вместе с дисками на своей машине, чтобы безбоязненно передвигаться по территории наслега, чего он не мог себе позволить с бескамерками и литьем. Итак, под честное благородное слово, Юрий Моисеевич уступил нашему напору и выдал нам колесо от своего крузака из освободившегося личного резино-фонда в количестве 2 (два) штука.

Окрыленные мы вернулись к нашему Прадо. Странным образом, первое колесо отказалось становиться на ступицу, поскольку не совпадало со шпильками на ней. Однако, к невероятному облегчению, второе оказалось совершенно сговорчивым и встало на место, как родное. Вадим попрощался с нами и отбыл в направлении своего гаража. Мы рассчитывали завезти неподошедшее колесо к Главе и отправиться восвояси. Последним сюрпризом стала спустившая запаска из нашего родного комплекта, едва мы сдвинулись с места. Слов не осталось уже ни у кого. Совсем. И казалось, что уже навсегда.
Тем не менее, добежав до гаража Вадима и увидев его вытянувшееся лицо, я объяснил, что сериал неожиданно получил свое продолжение. Но это точно последняя серия, ибо осталось съездить к Главе и обменять неподошедшее колесо на более подходящее, и тогда мы уже точно отвяжемся и окончательно растворимся в снежной ночи. Честно-честно! Глава принял нас еще более радушно, чем в прошлый раз в связи с нашей навязчивостью, но границ допустимого для официального лица высшего уровня не перешел и позволил нам обменять колесо. Когда мы раскланялись с Главой, материально отблагодарили Вадима за хлопоты, настало время ставить колесо на место и отправляться таки в Олекминск. Вадим попрощался. Садясь в машину он украдкой перекрестил нас и напутствовал словами: вы только уже доберитесь до Олекминска, ради всего святого. Это было настолько же трогательно, насколько ощутимо, как отваливались застывшие на морозе ноги, одеревенело лицо и ломило от холода руки.

WP_20150110_02_20_04_Pro

В полночь мы все-таки выехали из Саныяхтаха на реку. Остановились покурить и выпить по сто грамм для снятия напряжения. Говорить нам было уже особо не о чем. Я лишь выразительно смотрел на Николая, который читал в моем взгляде все выстраданные напутствия и пожелания. Полагаю, что он понял их их исключительно точно, поскольку до Олекминска мы добрались в шесть часов утра, покрыв 250 километров без каких-либо приключений.

WP_20150121_08_34_23_Pro

p.s. Спасибо всем саныяхтахцам, кто принял участие в ликвидации нашей проблемы. Низкий поклон Кондратьеву Юрию Моисеевичу, главе Саныяхтахского наслега Олёкминского района, который оказал нам неоценимую помощь, проявив исключительные человеческие качества и невероятное благородство.